MENU
Главная » Статьи » Национальности РФ

Аварцы

Этноним

Происхождение этнонима «аварец» не до конца остаётся ясным. Некоторые учёные, в частности В. Ф. МинорскийВ. М. БейлисС. Э. ЦветковМ. Г. Магомедов и др., производили название от древних аваров, утверждая, что вторые оказали большое влияние на этногенез аварского народа.

В дореволюционный литературе, этот народ наиболее часто встречался под именем «авары». Энциклопедия Ефрона и Брокгауза, говоря о жителях Аварского округа, пишет: Аварский округ Дагестанской области (с укреплением Хунзах) заключает в себе 1323,9 кв. верст и представляет гористую местность по северному склону Главного Кавказского хребта, орош. р. Койсу. Жителей (1885) 34492 (м. п. 17003), по преимуществу аварцев, или аваров, одного из лезгинских племен, некогда, особенно в XVIII ст., весьма сильного, наводившего страх на соседей, покорившегося России в 1822 г., но часто восстававшего. Теперь обыватели, подобно др. лезгинам, мирные жители, занимающиеся преимущественно скотоводством и отчасти земледелием. Видимо со временем авар трансформировалось в аварец, что весьма типично для русского языка. В других языках разделению на аваров и аварцев соответствует разделение на евразийских и кавказских.

Согласно другой версии название этому народу дали тюрки, от которых его переняли русские. Тюркские слова «авар», «аварала» означают «беспокойный», «тревожный», «дерзкий», «воинственный» и т. п. Есть также предположение, что аварцы получили своё название от имени царя средневекового аварского государства — Сарир, которого звали «Авар».

По мнению некоторых авторов этноним аварцы первоначально относился к жителям Хунзахского плато, где существовало Аварское ханство, позже он охватил все родственные группы. Известный немецкий естествоиспытатель и путешественник XVIII века Иоганн Гюльденштедт, побывавший на Кавказе, отнёс к аварцам жителей Аварского ханства, независимых вольных обществ, а также Джаро-Белокан, расположенных за Кавказским хребтом на территории современного Азербайджана.

До начала XX века аварцы были известны ещё под названием тавлинцы и лезгины. Этнонимом «лезгины», помимо аварцев,ошибочно, обозначалось все горское население Дагестана.

Численность и расселение

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский, Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в ЧечнеКалмыкии и других субъектах РФ (всего — 912 090 чел.). Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах (2002).

Аварцы также проживают в Азербайджане (преимущественно в Белоканском, Закатальском районах и в Баку), где по данным переписи 1999 года их общая численность составляла 49,8 тысяч человек. Небольшие группы аварцев проживают в Грузии (компактно в Кварельском муниципалитете), ТурцииКазахстане и других странах.

«Очень сложным и противоречивым сегодня, — вынужден был в 2005 г. с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, — является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аваров являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике. Но если учесть высказывания дагестанского востоковеда А. М. Магомеддадаева, что „на территории современной Турции к 1920-м гг. имелось более 30 дагестанских селений, 2/3 которых состояло из аваров“ и, „со слов дагестанцев-старожилов, живущих в этой стране, в настоящее время здесь насчитывается не более 80 тысяч дагестанцев“, то путём несложных подсчётов можно вывести количество потомков аваров, проживающих к данному моменту в Турецкой республике — свыше 53 тыс.человек».

Таким образом, самая многочисленная аварская диаспора за пределами границ бывшего СССР и, вероятно, за пределами России вообще, — представлена в Турции. Вместе с тем, следует учесть, что небольшие островки потомков аварских «мухаджиров» прежней Османской империи зафиксированы также в Сирии и Иордании, где они, ввиду своей малочисленности, испытали сильное культурное-языковое влияние как местного арабского населения, так и других северокавказцев, преимущественно адыгов и чеченцев. Как свидетельствует автор двухтомной монографии «Эмиграция дагестанцев в Османскую империю» Амирхан Магомеддадаев: «Представители северокавказской, и в частности дагестанской диаспоры играли и играют существенную роль в социально-экономической и общественно-политической, духовно-этнической жизни Турции, Иордании и Сирии… Говоря о современной Турции, достаточно, на наш взгляд, указать на то, что министром госбезопасности Турецкой Республики в правительстве Тансу Чиллер являлся Мехмет Гёльхан — потомок мухаджиров из селения Кулецма, или Абдулхалима Ментеша, командира авиаполка, подавившего попытку государственного переворота в 1960 году в Турции».

Язык

Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую — гидатлинский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия. Аварскому языку родственны андо-цезские языки. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский)хурритскийурартскийгутийский.

Большинство проживающих в России аварцев владеет также русским языком. Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-посредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.

Письменность до 1927 года была основана на арабской графике (аджам), в 1927—1938 гг. — на латинице, с 1938 года — на основе кириллицы.

В Дагестане имелись национальные школы. С 1938 г. по 1955 г. обучение в школах Западного Дагестана до 5 класса велось на аварском языке, а в старших классах на русском. С 6-го класса аварский («родной») язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на аварский язык. С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты. В настоящее время на территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на арабском языке, затем — на аварском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание ведётся в основном на русском языке. Согласно конституции Дагестана аварский язык в Дагестане вместе с другими национальными языками имеет статус «государственного»

С 2001 г. на аварском языке из Праги ежедневно вещает Северокавказская студия американской радиостанции «Свобода/Свободная Европа», финансируемой Конгрессом США.

Религия

Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка; распространены суфийские братства накшбандияшазалиякадирия. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). Достопримечательностью является Датунская мечеть села Датуна (Шамильский район), возведённая в X в. Вблизи сёл УрадаТидибХунзахГаллаТиндиКванадаРугуджа и др. археологами обнаружены типично мусульманские могильники VIII—X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.

Аварская кухня

Основу питания у аварцев составляет хинкалботишалычурпа и курзе, которую обычно подают вместе с мясной пищей.

Традиционно аварцы любят и много едят мяса, в основном это баранина и говядина. Из него варят наваристые супы, делают начинку для мучных блюд, жарят шашлык. Самыми известными являются чурпа чечевичная, чурпа из щавеля, панк-чурпа, чурпа обычная.

Визитной карточкой аварской кухни является сушеное мясо. В те времена, когда не было холодильников, сушеное мясо дозволяло на длительное время сохранять её питательные свойства. К нему готовится много блюд, в частности кукуруза с фасолью или фасолевый суп из сушеного мяса.

Не менее популярным блюдом у аварцев является хинкал (от авар. хинкIал, где хинкI — галушка, варёный кусочек теста + ал — суффикс мн. ч.). Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом. Аварский хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда.

К традиционным блюдам аварской кухни относятся также чуду или ботишалы, представляющие собой круглые тонкие лепешки из теста с различной начинкой. Лепешки наполняются творогом с зеленью или мятым картофелем с зеленью и обжариваются на плоской сковороде. Подаются смазанными маслом или сметаной и разрезанными на 6-8 частей по диаметру. Употребляются руками.

Другой изюминкой аварской кухни является курзе. Оно чем-то напоминает пельмени или манты. Но курзе немного больше, имеют форму капли, начинка в них острее, а защелкиваются они обязательно косичкой. В результате в курзе можно положить даже жидкую начинку, например взбитые с зеленью сырые яйца. Наиболее популярны национальные сладости: бахух (халва), воздушная кукуруза, грецкие орехи с мёдом.

Образ волка в культуре

Волк традиционно использовался у аварцев и некоторых других народов Дагестана в качестве символа храбрости и мужества. Г. Ф. Чурсин в работе по этнографии аварцев пишет, что смелость и отвага, с какими волк совершает свои хищнические набеги, «породили у аваров уважение к нему, некоторого рода культ. „Волк — божий сторож“, говорят авары. У него нет ни стад, ни закромов, он добывает пропитание своей удалью. Уважая волка за силу, смелость и отвагу, народ, естественно, приписывает различным частям тела волка магические свойства. К примеру, волчье сердце варят и дают есть мальчику, чтобы из него вышел сильный, воинственный мужчина». П. К. Услар в кратком словаре к своему труду по аварскому языку дает такое объяснение восприятию волка у аварцев: «Всякое уподобление волку у горцев считается похвалой, подобно тому, как у нас уподобление льву». Там же он дает пять выражений-сравнений с волком, имеющих характер комплимента в обиходной аварской речи (волчий нрав, короткоухий волк и т. д.). При этом волк даже у самих аварцев не везде пользовался таким пиететом, часть западных аварских обществ в этой роли использовала орла, а часть — медведя. Культ волка тем же Чурсиным был отмечен особенно в центральных аварских районах.

Категория: Национальности РФ | Добавил: Aliya_Alieva (01.02.2017)
Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar